email:
пароль: запомнить

Регистрация

Забыли пароль?

             

Исследование приемов освещения храмов с помощью компьютерного моделирования.

Выше уже говорилось об иконичности архитектуры храмов. Но иконично и освещение (лампады, свечи, паникадило), которое используется на каждом богослужении независимо от наличия или отсутствия падающего сквозь окна естественного солнечного света. Цвет, так же как видимый свет и в качестве производного от него, — иконичен. В связи с вышесказанным появилась третья концепция освещения, когда собор освещен желтым светом натриевых ламп, символизируя собой пламя свечи, поднимающееся вверх. (рис. 3).

Исследование приемов освещения храмов

Рисунок 3. Третья концепция освещения

В итоге были получены такие результаты.

Таблица 1. Соответствие уровней яркости элементов храма и фона при различных приемах
Формообразующий символ храма Элемент храма Прием освещения Фон Средние уровни яркости освещаемой поверхности, L, кд/м2 Эффект, создаваемый световым образом
Куб (квадрат) Четверик храма, притвор Равномерная заливка, акцентирующее освещение на архитектурных деталях темно-синий 25 Монументальность, строгость, устранение эффекта "парения"
светло-серый 30
темно-серый 20
Сфера (круг) Купола, алтарь Акцентирующее освещение темно-синий 20 Создание завершенности и величественности образа храма
светло-серый 25
темно-серый 12
Пирамида (треугольник) Главы храма, сам собор в целом Заливающее освещение с постепенным увеличением яркости снизу вверх темно-синий 10 Возвышенность, стремление вверх
светло-серый 15
темно-серый 5

Нормируемые средние яркости заливающего освещения по фасадам зданий, согласно МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение", должны быть в пределах 3-10 кд/м2, средняя яркость заливающего и акцентирующего освещения - от 8 до 30 кд/м2. Все полученные результаты удовлетворяют нормам.

Выбор варианта осветительной установки собора Рождества Пресвятой Богородицы производился методом экспертных оценок. Для этого были составлены критерии оценки и опрошено 10 человек различных возрастных категорий. В опрошенную группу входили не только специалисты в области светотехники, но и наблюдатели, не связанные с проектированием освещения. Варианты освещения также демонстрировались служителям церкви. Всего было выбрано три критерия и пять вариантов оценки каждого из них. Каждый из ответов оценивался определенным количеством баллов.

Критерии оценки: красота, насколько выразителен собор при данном освещении, насколько хорошо виден рельеф, контраст, узнаваемость форм, возвышенность, стремление вверх.

В ходе эксперимента надо было выяснить:
  1. насколько сильно фон влияет на восприятие объекта,
  2. насколько сильно влияют различные уровни яркости фасада,
  3. как цветность излучения влияет на восприятие объекта.
Для ответа на первый вопрос наблюдатель должен был сделать три серии экспериментов для каждой из концепции освещения при трех уровнях яркости фасада. Всего было задано 810 вопросов.

Исследование приемов освещения храмов
Диаграмма 1. Распределение суммарной оценки для каждой из концепций освещения при определенной яркости фасада

Исследование приемов освещения храмов
Диаграмма 2. Распределение дисперсии для каждой из концепций освещения при определенной яркости фасада
Страницы:
1
2
3


Добавить комментарий

Ваше имя *  email (не обязательно)
Сообщение * 
Антиспам *
впишите эти буквы сюда   или войдите чтобы не переписывать буквы
  предпросмотр